Касса и заказ билетов: (8172) 72-61-46

XIX век

Первое здание профессионального театра, где 1 ноября 1849 года Борисом Соловьевым был дан спектакль, находилось на Гостинодворской улице, напротив Удельной конторы (ныне «дом Батюшкова»). Об этом здании известно не много. Оно сгорело дотла в декабре 1858 года. Это происшествие оказалось символичным – вместе со старым театром отошёл в прошлое изживший себя сентиментальный и романтический репертуар, а на смену ему пришёл реалистический. Театр переехал на Большую Архангельскую улицу (ныне ул.Чернышевского), где в то время жили многие ссыльные и которая являлась центром вологодской политической ссылки.

В 1863 году в новое здание привез свою труппу антрепренер Василий Смирнов. Артисты Смирнова могли выступать в незнакомой пьесе, играть, не зная роли. Зрители и критики с первых же спектаклей начали «воспитывать» театр Смирнова с помощью рецензий и отзывов. Позже в этом театре работали С.Бельская, В.Родон, П.Свободин. В конце 70-х гг. здание было приспособлено под цирк, а затем снесено.

В начале 1870-х гг.  в Вологду приехал Паскуале Рамес, танцор и фокусник. При помощи своего покровителя – начальника Вологодской казенной палаты Н.Коханова – Рамес построил новое театральное здание на Плацпарадной площади. В архитектуре нового театра сочетались признаки итальянского зодчества и особенности русской избы: длинная сквозная галерея вдоль фасада, колоннада, внешние лестницы, характерные для итальянской архитектуры, и большая и крутая крыша, причудливая резьба наличников и фронтонов. Первое представление было дано Рамесом в январе 1975 года: комедия «Тяжелые дни» и водевиль «Беззаботная». Репертуар Рамеса большого успеха не имел – итальянец желал создать театр для избранных: многие пьесы шли на французском, сам Рамес показывал фокусы, его дочь танцевала. В конец разорившись, Рамес продал здание и уехал из Вологды. И театральное дело перешло к А.П.Набалову, владельцу имения Ковырино. В 1887 году Набалов передал театра в собственность городу.


XX век

Деревянная постройка на Плацпарадной площади закончила своё существование в 1930-е гг. После пожара, в 1932 году театр переехал в здание Пушкинского народного дома на Октябрьской улице (ныне там находится ТДиМ). Для размещения артистических помещений в 1939 году над фойе надстроили второй этаж, а в 1959 году к зданию  пристроили новую сценическую часть.

В 1974 году, к 125-летнему юбилею открылись двери нового театра на Советском проспекте. Здание было построено по проекту, составленному Московским центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений (авторы — архитекторы Е. М. Ландау, И. А. Михалев, Ю. П. Федотов и инженер М. П. Махин).

В 2003 году в здании театра была построена и открыта постоянная Малая сцена. По мысли инициатора создания новой сцены, художественного руководителя Зураба Нанобашвили, Малая сцена расширяет творческие возможности театра: позволяет ставить перед собой и решать сложные постановочные задачи, экспериментировать с новыми театральными формами, новой драматургией – в общем, позволяет ставить небольшие спектакли,  интересные и зрителям и труппе.

В 2005 году специально к фестивалю «Голоса истории» на крыше театра была построена ещё одна сценическая площадка. Конкурсный спектакль «Дневник Анны» шел под открытым небом.

В 2008 году по проекту художественного руководителя в театре появилась Камерная сцена. Небольшой уютный зал со столиками на двоих, диванная зона, маленькая эстрада для артистических этюдов и чтения стихов.

 

 Начало

Вопрос основания любого театра - спорный. В Вологде принято считать, что драматический театр основан антрепренером, "козельским мещанином"  Борисом Соловьевым, который обратился в городскую канцелярию с просьбой дозволении открыть "вольный театр" и отвести для него место. Такое разрешение он получил, официально закрепив создание постоянного профессионального театра. Первый спектакль "Скопин-Шуйский" Н.Кукольника Борис Соловьев дал 1 ноября 1849 года.

Что же было до?.. Естественно, приглашенные труппы. Еще в 1780 по случаю установления вологодского наместничества артисты из Ярославля представили "Русалку", с 1809 по 1826 гг. в Вологде работала антреприза актера придворного театра А. Петрова, в 1841 году приехала антреприза Н. Иванова. В городе, где "еще нет театра", однако есть театральная критика: с 1842 года в местной прессе постоянно появляются критические заметки о постановках.

Заманчиво - добавить себе полстолетия, но точка отсчета обозначена. К 125-летию театр получил здание и орден "Знак Почета". А в 1989 году тогдашний директор сумел "выбить денег под юбилей", и по однажды заложенной традиции каждые пять лет драматический театр этот юбилей справляет.


 

Имена

Ощутить причастность театра к всероссийской театральной истории помогут имена хотя бы некоторых известных и прославленных, кто когда-то был замечен на вологодской сцене. Ну, или в околотеатральной среде.

Интеллигенту и знаменитости оказаться в Вологде в конце XIX - начале XX вв. можно было просто - отправившись в ссылку. Обширная губерния, не имеющая промышленности, край тихий, спокойный и "политически благонадежный". А.В.Луначарский пишет здесь рецензии и работает корреспондентом газеты. Впоследствии он скажет, что именно здесь началась его литературная деятельность.

Артисты приезжали по приглашению антрепренеров, поэтому оставались недолго, а запоминались прочно. Видели на вологодской сцене  В.Андреева-Бурлака, М.Дальского, М.Петипа, М.Савину, Варламова, Лешковскую... Работала здесь Е. Красовская, прославившаяся исполнением роли Катерины в "Грозе" А. Островского, впоследствии уехала в Москву. Покорили Вологду П. Орленев, С. Бельская, В. Родон. В течение одного сезона в Вологде работали братья Роберт и Рафаил Адельгеймы.

В 1903 году на гастроли в Вологду приезжает П. Н. Орленев и ставит запрещенную пьесу Г. Ибсена "Привидения", которую до этого в России не ставили. Орленев играл Освальда, его партнершей была молодая актриса Е. Корчагина-Александровская, ставшая впоследствии ведущей актрисой Петербургского Александринского театра.

В 1907 - 1908 гг. здесь ставит пьесу М. Горького "На дне" Н. Петров, впоследствии известный режиссер, а затем и художественный руководитель Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина.

Подробно и занимательно об истории Вологодского городского театра с 1875 по 1922 гг. писал Н.Полянский. www.booksite.ru/fulltext/voi/sk1/922/8.html 


 

Советский театр

Когда театр из антрепризного стал государственным, его судьба прочно соединилась с судьбой страны. Если не упоминать о зависимости репертуарной политики, то существование коллектива, которому больше не нужно изыскивать средства на декорации, костюмы, зарплаты, гастроли, можно назвать благополучным. Хотя "полное обеспечение" отнюдь не всегда было достаточным, что и понятно: время было тяжелым и требовало подвигов. И артисты на эти подвиги шли: в трудные послереволюционные годы, а затем и в годы Великой Отечественной войны не прекращали свою работу, выезжали со спектаклями в армейские части, госпитали; бригады актеров выступали в санитарных поездах. Сохранились имена артистов-фронтовиков.

В позднее послевоенное время драмтеатр - постоянный участник и дипломант многих отечественных фестивалей; принимал участие в Международном фестивале драматургии ГДР в СССР. Каждый год коллектив выезжал с большими гастролями в разные города Советского Союза: Москва, Ленинград, Тула, Калуга, Курск, Житомир, Полтава, Таллинн, Вильнюс, Кишинев, Брянск, Днепропетровск. За многолетнюю творческую и общественную деятельность театр награжден орденом "Знак Почета" (1974 г.), Почетными грамотами Верховного Совета РСФСР, Министерства культуры РСФСР и другими знаками отличия.


 

Фестиваль

В конце 1980-х годов, когда многие театры были лишены возможности заниматься гастрольной деятельностью, шел активный поиск новых форм работы. Владимирский, Суздальский и Вологодский драматические театры начали ставить спектакли на открытом воздухе. В Пскове у старинных крепостных стен режиссер В.Бухарин разворачивает спектакль «Сказ о прихождении Стефана Батория на град Псков в году 1581-м», в Суздале А.Галин осуществляет «Великое княжение», в Вологде режиссер В.Свиридкин на территории кремля ставит спектакли «Князь Серебряный», «Тайна Дионисия». Это новая зрелищная форма - спектакль под открытым небом в исторических декорациях - привлекла внимание театральных деятелей России.

В 1991 году по инициативе Вологодского драматического театра и при поддержке Министерства культуры России состоялся первый фестиваль "Голоса истории". Архитектурные памятники Вологодского Кремля стали естественными декорациями, а акустические особенности позволяли актерам играть спектакли без использования усилителей и фонограмм. Первый спектакль, который был показан драматическим театром на этом фестивале, - "Василиса Мелентьева" А. Островского - стал обладателем семи наград.

Учредителями фестиваля были Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей России, администрация Вологодской области, администрация города Вологды. В 2003 году фестиваль получил статус международного. За время существования «Голосов истории» на сценических площадках Вологды выступили несколько десятков театров из различных городов России, ближнего и дальнего зарубежья, и география фестиваля ширится.

Внимание критиков фестиваля всегда привлекали вологодские театры. И это не случайно: если приезжие коллективы работают на незнакомой, подчас капризной, сценической площадке, то театры Вологды имеют непосредственную возможность изучить все нюансы и особенности того места, где предстоит развернуться театральному действу. Существует также возможность находить новые сценические площадки в пределах (да и за пределами) Вологды. Так в 2003 году труппа Вологодского драматического театра играла спектакль «Сон в летнюю ночь» (постановка З.Нанобашвили) в бывшем Архиерейском саду – среди таинственной зелени деревьев, которые стали декорациями к спектаклю. Спектакль «Дневник Анны» (2005 г.) шел на крыше драматического театра, для фестивального спектакля «Карамазовы и ад» (2007 г.) была изготовлена специальная трехэтажная механизированная конструкция, которую установили на территории Вологодского Кремля.

Все фестивальные работы театра отмечены премиями и призами:


 

Наше время

На протяжении долгого времени театр сохраняет лидирующие позиции в культурной жизни Вологды, зрителям на многие годы остались памятными спектакли в постановке режиссеров Я. Лейна, А. Ходырева, А. Ларионова, А.Шубина, Л. Меерсона, М. Юфы, Л. Топчиева, Е. Минского, С. Таюшева, М. Резцова. Поистине главной ценностью театра всегда были его артисты, наследники великих корифеев русской сцены: заслуженные артисты России А. Савченко (первой в Вологде получила это звание), А. Борисова, З. Антонова, В. Казарин, В. Трущенко, Е. Валуев, А. Сережкин и другие. Особая страница истории театра - творчество народной артистки РСФСР М. Щуко (за роль старухи Анны в спектакле "Последний срок" она была удостоена Государственной премии РСФСР), народных артистов РСФСР В. Сафонова и А. Семенова, отдавшие вологодскому театру половину своей жизни (Вологодское отделение Союза театральных деятелей России учредило театральные премии имени М. Щуко и А. Семенова, которые присуждаются каждый год за лучшие актерские работы).

В составе сегодняшней труппы театра крепкий актерский ансамбль. Сценические работы заслуженных артистов России Светланы Трубиной, Марианны Витавской, Натальи Воробьевой, Олега Емельянова, Аркадия Печкина, Владимира Таныгина, а также молодых актёров театра, плотно занятых в репертуаре, Николая Акулова, Дмитрия Бычкова, Наталии Абашидзе, Александра Чупина и других - всегда интересны, ярки, любимы зрителями и признаны критиками. 

Уже более пятнадцати лет художественным руководителем театра является Зураб Нанобашвили - режиссер, лауреат Международных и Российских театральных фестивалей и конкурсов, дважды лауреат Государственной премии Вологодской области (2006, 2010), кавалер Ордена Дружбы России (2011).

 

Поиск

О спектакле "Гамлет"

Ирина Холмогорова

Ирина Холмогорова

"Обратиться сегодня к «Гамлету», когда вокруг «не Гамлет» и Гамлета в качестве героя нашего времени вообще не найти, - это очень серьёзно… <…> Гамлет может быть всяким, потому что его диктует время. Даже если режиссер, театр и актёры не задумываются о том, чтобы «сделать «Гамлета» соответствующим этому времени», - всё равно неизбежно и невольно он получается современным."

 

Свяжитесь с нами

Адрес: 
160000, Вологда, Советский пр., 1
drama@dramtheater.ru

Касса:
(8172) 72-61-46
Приемная: 
(8172) 72-61-66